23 авг. 2011 г.

Кратко: Kangding Ray, Ochre, новый альбом Виллалобоса и Biosphere

Ricardo Villalobos / Max Loderbauer - Re: ECM

Ricardo Villalobos / Max Loderbauer - Re: ECM

Если на своих вечеринках вы до сих пор ставите "Easy Lee", и так же, как и многие авторитетные издания считаете Рикардо Виллалобоса лучшим ди-джеем в мире, то дальше можно не читать. Один из самых харизматичных  представителей электроники нулевых добрался-таки до бэк-каталога своего любимого ECM Records (Стив Райх, Арво Пярт - эти люди оттуда), чтобы вместе с Максом Лодербауером выпустить два часа ремикшированных композиций мюнхенского лейбла, специализирующегося на современной классике, авангардном джазе и прочей музыке не для всех. Виллалобос много твердил о том, что хочет добиться органичного сочетания живых инструментов с электроникой (всё же решился пройтись по той же тропе, что и пара других заслуженных - Владислав Дилей и Мориц фон Освальд), однако в Re: ECM довольно трудно найти хоть что-то естественное и не навязанное атональными и выбивающимися из струи композиторами. С самого начала звучат нестройные переборы арфы, жужжание воображаемой мухи и невпопад нажимаемые клавиши фортепиано (как бы с первых минут ненавязчиво сообщают, что кое-кому уже пора нажимать на "стоп"), ну а дальше - только больше. Два часа мрачной, гнетущей атмосферы, электронных шумов, негромких сбивок и завывания женского сопрано (вокально-инструментальное сочинение Александра Кнайфеля на стихотворение Пушкина тоже присутствует - ну так, к слову). Про такую музыку обычно говорят, что она стала бы идеальным саундтреком для фильма ужасов - но она не дотягивает до статуса искренне невменяемой и нервной, и в то же время является слишком перекошенной, чтобы быть хоть как-то доступной.
Обвинять музыкантов в экспериментах несправедливо и довольно нелепо, но в случае с RE: ECM напрашивается "неуд" в графе отметок за поведение, потому как Виллалобос напоминает маленького именинника на дне рождении: ему наконец-то подарили бэк-каталог любимого лейбла, о котором он так давно мечтал, но понятия не имеет, что с ним путного можно сделать. В любом случае у этой работы найдутся свои поклонники: но их, конечно, стоит искать среди угрюмых читателей The Wire, нежели среди пришедших на ди-джей сет Виллалобоса на Ибице.



Ricardo Villalobos / Max Loderbauer - Recat


Biosphere – N-Plants

Biosphere – N-Plants

Гейр Йенссен - один из родоначальников эмбиент-техно, еще двадцать лет назад записавший пластинку, которая в 90-х годах была досконально изучена тысячами музыкантов в поисках ключа к атмосферному "арктическому" звучанию. Microgravity сначала будто обволакивает холодным воздухом, а потом заставляет двигаться в ритм пульсирующего баса и разгонять кровь - в общем, довольно предсказуемый сценарий развития для музыканта, который провел большую часть жизни в четырехстах километрах за границей полярного круга. Впрочем, Biosphere - это не только про заснеженные пейзажи Норвегии. Практически все рецензенты нового альбома, N-Plants, радостно спекулируют на предыстории: Йенссен внезапно записал альбом, посвященный ни чему-нибудь, а атомным электростанциям в Японии - и буквально через месяц случилась трагедия в Фукусиме.
Чем больше слушаешь N-Plants, тем меньше слов остается что-либо о нем рассказать. Это довольно лаконичная и неспешная запись, где понятие "эмбиент" все-таки превалирует над "техно". На фоне размеренного перестука звучат заунывные, едва ли не траурные духовые, слышится шипение испускаемого пара и зацикленные техногенные ритмы - ощущение, будто выбрался на экскурсию по оставленному, но еще не затихнувшему промышленному объекту, что вызывает довольно смешанные чувства. С одной стороны - укутывающая и созерцательная атмосфера вселяет железобетонное спокойствие. С другой - кажется, как сквозь эту толщу невозмутимости пробиваются нотки несмелой тревоги и предчувствие опасности. Не самая разнообразная, ни капли не жизнеутверждающая, довольно консервативная запись - но почему-то именно такие альбомы хочется переслушивать чаще.



Biosphere - Genkai-1


Kangding Ray – OR


Kangding Ray – OR

Давид Летелье принадлежит к тесному кружку под названием raster-noton, сообществу суровых архитекторов и дизайнеров с немецкой пропиской и сугубо прагматичными взглядами на создание музыки. Когда описываешь релизы этого лейбла, то приходится постоянно оперировать понятиями "глитч" и "клик-н-катс" (в лучшем случае - просто "эмбиент") - определениями, от которых многие напряженно морщатся и просят переключить. Тем не менее, альбом OR ни в коем случае не является радикальным, это вполне слушабельная, грамотно выстроенная и местами доставляющая эстетическое наслаждение музыка, в которой накатывающие волны шума добавляют пространства в конструкции из сухих щелчков и перестуков, а размазанные гитарные завывания резонируют с глубокими ударами низких частот по перепонкам. Неожиданно встречается трек, к которому можно применить определение "песня" - на Pruitt Igoe звучит вокал, а на фоне звуковой баталии из нарезанных сэмплов мелькает полноценная мелодия.
У сугубо дизайнерской музыки всегда была проблема: непосредственным авторам и им сочувствующим музыкантам из дружественных направлений она нравится больше, чем аудитории непритязательных слушаталей. Альбом OR быть может не сотворил чудо, какое удалось Франку Бретшнайдеру (некоторые треки с его Rhythm уместно звучат как в полупустой комнате аудиофила, так и на оживленном танцполе или в радиоэфире), но с помощью Kangding Ray экспериментальные музыканты сделали еще один шаг навстречу слушателю, который в жизни не встречал понятия "звуковые ландшафты".



Kangding Ray - Anthem


Ochre - Early Learning

Ochre - Early Learning

Для этой компиляции выбирались, пожалуй, не самые известные (и уж тем более нельзя сказать, что однозначно лучшие) работы Кристофера Лири, но этой подборки достаточно, чтобы получить довольно целостное представление о музыке Ochre, потому как на протяжении семи лет своей дятельности он практически всегда оставался верен своему стилю: это меланхоличный, сбивчивый в ритме idm с переливающимися арпеджио - примерно то же самое пытаются создать ещё тысячи других людей, но не у многих получается придать звукам такое очарование, как у этого человека из Ньюкасла. И здесь наиболее точно атмосферу передает название его композиции "Children Playing with Lego" - эта музыка хоть и наивна в своих интонациях, но в ней каждый увидит себя самого 20 лет назад, и отвернуться от этого уж никак нельзя. Ochre навевает ностальгию по тому детству, когда за игровыми приставками проводили еще меньше времени, чем на улице, и радость от запретной вылазки в школьный сад летним вечером была не меньше, чем от нового картриджа в своей еще не очень большой коллекции.



Ochre - Low Grav Freefall




Комментариев нет:

Отправить комментарий