9 апр. 2012 г.

Избранное: F.U.S.E - Dimension Intrusion

Одной из последних обсасываемых новостей в периодических изданиях и блогах об электронной музыке было то, что Ричи Хотин, до сих пор находящийся на троне в минимал-техно тусовке, взял интервью у такого дрянного и скажем так не салонного в определенных кругах персонажа, как Skrillex. Так вот, когда я читаю большинство последних известий о Хотине, то невольно морщусь или нервно моргаю, и чтобы поскорее избавиться от неприятного вязкого ощущения и нервного тика, то быстрее тянусь к коробке с диском F.U.S.E. По одной простой причине: к Хотину уж очень хочется применить заезженное определение о том, что "художник должен быть голодным". Причем, если судить по фотографиям Ричи двадцатилетней давности, то еще и лысым, нескладным очкариком из канадского города Виндзор.

richie hawtin - f.u.s.e. - Dimension Intrusion

Если спросить у любого чисто случайно заглянувшего на минимал-техно вечеринку в Берлине, кого он знает из представителей данного направления, то ответ будет очевиден. Говорить о нынешнем состоянии Хотина как музыканта сейчас не слишком хочется, потому вспоминаем избранные страницы дискографии и то, что просто милее всего сердцу, а именно - альбом "Dimension Intrusion". Это было задолго до того, как его имя стало напрямую ассоциироваться с понятием "техно", и до того, как он обзавелся шикарной мелированной шевелюрой и отменным загаром человека, который проводит половину своего времени в разъездах по странам с благоприятным климатом.

Во всем "Dimension Intrusion" есть какое-то неподдельное ощущение чистого концентрированного кайфа, начинается оно без лишних прелюдий с первых же нот трека "A New Day". Осторожные нажатия клавиш, убедительные и целенаправленные толчки звуковых волн из сабвуфера и разрезающее эту плоскость олдскульное звучание синтезированных струнных - чувство, будто с какой-то неведанной легкостью паришь над полуразрушенными промобъектами сумрачного Детройта. В треке "Slac" слышится блаженный неспешный вайб, под который, наверное, нужно поджать губы, задрать подбородок и с прищуренными глазами медитативно покачивать головой; причем это не что иное, как прогулка вальяжной сутенерской походкой по территории темнокожих парней из Детройта - такой грув обычно доступен именно им, а не бледнолицым заучкам из Канады. В противовес таким духоподъемным темам на альбоме встречаются менее деликатные танцпольные ритмы, от которых остается впечатление локомотива, несущегося на встречу с железобетонными конструкциями. Удивительно, конечно, что даже такие напористые и мчащиеся напролом треки у Хотина звучат интереснее, чем у кого-либо оперирующего,  образно говоря, "отбойным молотком" в электронной музыке. По крайней мере, культовый альбом бескомпромиссного техно в исполнении Джеффа Миллза "Waveform Transmission Vol. 1", вышедший годом ранее, по сравнению с "F.U.", "Substance Abuse" и "Train-Trac.1" кажется просто каким-то неупорядоченным эмоциональным потоком в исполнении человека грубого, неотесанного и неуравновешенного. А у этого двадцатилетнего застенчивого и ко всему прочему белого нерда из Виндзора мощнейшее кислотное техно приобретает характер не просто включенной бормашины, а едва ли не произведения искусства - для кого-то на грани с музыкальным терроризмом, конечно, но тем не менее. Однако, даже не за это стоит любить F.U.S.E.

richie hawtin - f.u.s.e. - Dimension Intrusion

Думается, что в категории "Любимый электронный альбом" бесспорным фаворитом большинства слушателей запросто может стать (ну мне бы так хотелось) не что-нибудь, а "Selected Ambient Works 85–92", сами знаете кого. Так вот меня не отпускает навязчивая идея, что в одном ряду с этой нетленкой должен стоять как раз-таки "Dimension Intrusion". По уровню, где-то даже по стилю и настроению. Не зря ведь Warp включил эту пластинку в свою серию Artificial Intelligence - демонстрирующую возможности "искусственного разума", довольно важную и впоследствии определившую развитие той электронной музыки, которую можно слушать в домашних тапочках, откинувшись в мягком кресле. Вот мы включаем "Theychx" и на тринадцать минут тонем в какой-то всепоглощающей пустоте; абсолютно отрешенный от реальности гипнотический трип, прерываемый размеренными и бездонными по глубине ударами в шаманский барабан. Эффект такой, будто неандерталец с остекленелыми глазами охуевше смотрит на внезапно приземлившуюся летающую тарелку на холме напротив - как на ладони вся мощь и сила неизведанного и тревожного. Будто слегка насмехаясь над нашим и без того трансовым состоянием, запущенный по кругу голос повторяет: "What's wrong?". Да ничего, в общем, нормально. Во второй половине трека и вовсе поступает предложение догнаться тем, кого всё это не прошибает: "For more enjoyment and greater efficiency/Take four red capsules/In ten minutes take two more". И еще покажите мне человека, которому после этого действительно нужен дополнительный допинг.

Вытираем капли пота со лба и идем дальше, а следом - "UVA". Я говорил, что "Theychx" - это запредельно прекрасный трек? Нет-нет, отменяем. Вот композиция, которая трогает до глубины души. Это довольно непросто сопопоставить, зная нынешнего "золотого Ричи", но Хотин действительно писал музыку, которая заставляла хвататься за голову от того снизошедшего откровения и очарования, которым она охватывала. Вступает простейшая меланхоличная мелодия, слышны булькающие звуки переливающейся жидкости, шелест листвы, сквозь которую с шипением пробирается древняя рептилия - и звучит синтезатор, имитирующий звук не то какой-то гротескно пиликающей  скрипки, не то комариного писка. Бит здесь откладывается на самый вкусный момент, когда дальше выжидать уже кажется немыслимым и пора бы поднимать кверху раскачивающиеся руки. Удивительно насыщенная и магнетическая вещь, предполагал автор или нет - но здесь то и дело мерещатся отсылки и взаимосвязи, космические футуристичные звучки еле слышно идут вровень с какими-то звуками доисторического дикого мира, да и слушать такие расцветающие композиции - это все равно, что наблюдать за неизвестным, но дивно красивым, причудливо раскрывающимся цветком. После такого, наверное, действительно можно выступать на концептуальных монструозных архитектурных инсталляциях, съездить на Казантип и взять наконец интервью у Скриллекс - вряд ли миру электронной музыки еще удастся дать что-то больше.


1 комментарий: