27 июл. 2012 г.

Избранное: Alex Smoke

Алекс Смоук обитает в Глазго и выглядит если не как типичный британский гопник, то уж точно как совершенно заурядный и ничем не примечательный обыватель Туманного Альбиона в своей возрастной категории: вечные худи, олимпийка, невзрачные футболки, суперкороткая практичная стрижка и повышенная небритость, обернувшаяся в итоге бородой. Такой парень должен бы по идее только и делать, что глушить одна за другой пинты пива, надрывать глотку на стадионе и извечно работать продавцом в магазине, но сколь обыденно и неряшливо выглядит Смоук, столь благородную и стильную электронику высшей пробы он сочиняет.


А сомнений в этом не должно возникнуть ни у кого, и не так важно, какой из его трех альбомов вы послушаете первым, чтобы в этом убедиться: даже на исследовательском, угловатом и не особо благозвучном "Lux" можно отыскать моменты, по которым становится понятно, что этот парень знает и умеет что-то, о чем все остальные и не догадываются. И это был единственный альбом, когда Смоук подпустил кого-то к себе близко, а точнее - несколько снизошел до уровня остальных выдумщиков из области экспериментальной электроники. Все остальные его работы нужно ставить начинающим дилетантам, чтобы те заранее осознали свою незначительность и выкинули в раскрытое окно свой синтезатор и лэптоп, ну а особо смелые понимали, на кого стоит равняться.

Вообще, Смоук - это наглядный пример того, что такая по-хорошему замороченная и в то же время чувственная электроника неподвластна дилетантам: Алекс рос в семье классических музыкантов, был благополучно отправлен в детский хор, изучал природу композиционного мышления, опираясь на произведения из прошлых столетий, а в итоге напялил худи, надел заляпанные кроссовки и весь этот бесценный, но дико консервативный бэкграунд перенес на современную электронику. Послушайте его работу с битами: многие айдиэмщики грызут локти от зависти, потому что: а) становится понятно, что усердия эта работа требует гораздо большего, чем изучение гамм в консерватории, и б) - совершенно неясно, как в этой бритой черепной коробке может уместиться подобная вселенная из таких разрозненных, но в итоге гармонично сочетающихся  шипящих, клацающих, ухающих и визжащих звучков.


"Chica Wappa", свой дебют на Soma Records, классический техно-трек с подвижной басовой линией и ярко играющей мелодией, Смоук как-то назвал "самой оптимистичной композицией, которую он мог написать когда-либо вообще". Так что в целом настроения этой музыки далеки от радужных: на "Brian's Lung", например, царит атмосфера  зловещей дискотеки из нескладных минорных аккордов, где невпопад пляшущие размытые силуэты ждут подрывающий воздух ключевой момент - этакая темная сторона техно. Тугие мрачные виолончели в "Prima Materia" вскользь напоминают Афекс Твин - этот трек мог бы стать своеобразным продолжением "Icct Hedral" от мэтра. Ставшие фирменными искаженные фильтрами до неузнаваемости вокальные партии звучат как протяжное гнусавое мычание, но производят какой-то очень сильный эмоциональный эффект - так, например, могли бы звучать попытки вести разговор в исполнении человека-слона Дэвида Линча. Вальяжный, вдохновленный хип-хоп продакшном, бит в начале "We Like it Insipid" не предвещает никаких потрясений, и планомерно раскачивает воздух, пока его не разрывает свистящий звук, происхождение которого довольно трудно объяснить: будто из проржавевшего свистка кто-то пытается извлечь какую-то захлебывающуюся мелодию - ощущения такие, что тебя этим звуком выворачивает наизнанку. А как он украдкой увеличивает темп в самой середине "Snider"? К таким миниатюрным фишечкам не присмотреться поверхностным незаинтересованным взглядом, но если уж вы живете и дышите этой музыкой, то не сможете такие вещи не учуять - точно так же, как внезапное учащение вашего пульса не может остаться незамеченным.

Про какие песни рассказать ещё? Могу написать про всё, что вышло на первых двух альбомах, но лучше это просто послушать. "Paradolia" так вообще стоит особняком: люди, которые говорили, что "Kid A" - это альбом десятилетия, явно много чего не слышали, в том числе и Алекса Смоука. А сравнение с Томом Йорком здесь не только для того, чтобы подерзить особо оголтелым фанатам: лидер Радиохед постоянно следит за продвинутыми людьми из разных уголков современной сцены; в разное время корешился с Sigur Ros, Кираном Хебденом и Burial, пытаясь узреть тенденции того или иного времени и в какой-то степени перевести их на поле деятельности своей группы. Быть современным за счет того, что нахватываешь идей из разных стилей - это желание обоснованное и знакомое многим, но вот Смоук отличается от паразитирующих плагиаторов тем, что чужие идеи он претворяет в жизнь исключительно в своем стиле, усложняя правила, по которым создавалась эта музыка, и развивая базисные темы, заданные ранее - здесь довольно сильно тянет применить слово "футуристичность". Уж очень крамольный и задроченный разговор может получится о самобытности и прогрессе в музыке, так что давайте это дело отложим, и просто послушаем.



Вот один из красивейших треков Смоука: классический прием, когда синтезированные брякающие и булькающие звуки сочетаются с живыми инструментами, выполнен здесь с какой-то особой теплотой и чувственностью, как живой стебель цветка обвивает холодную металлическую конструкцию, так и здесь ранимые струнные стремятся возвыситься над звуковым коллажом из мелких электронных звучков. Эстетика в движениях Смоука заметна по тому, как он трепетно обращается с звуком: вот он использует звон и треск дряхлого будильника, в котором проворачивается ключ, но этот сэмпл так искусно видоизменен и органично вписан в общую картинку, что ассоциация с самим будильником у нас появится в лучшем случае прослушиванию к третьему - так тонко здесь всё сделано. Смоук не бьет в упор предсказуемыми ходами и знакомыми нам звуками, это не альбом Pink Floyd, чтобы склеивать аудио-куски из звучков часовых механизмов и кассовых аппаратов, и представлять это как что-то передовое, а мы, слава Богу, живем не в 79-ом году, чтобы этому до сих пор верить.


Комментариев нет:

Отправить комментарий