30 авг. 2012 г.

2012: Yagya - The Inescapable Decay Of My Heart

Review - Yagya ‎– The Inescapable Decay Of My Heart

Для того, чтобы проникнуться новым альбомом Yagya, не нужно ничего, кроме лёгких сантиментов на душе и увесистого сабвуфера дома: исландский продюсер по фамилии Гудмундсон выпустил пластинку печальной поп-музыки на основе дабового техно, и, прямо скажем, неожиданно вошел в число самых заметных авторов этого года. Yagya - это скромный, но заслуживший уважение в определенных кругах проект даб-техно, вдохновленный, конечно же, промозглыми исландскими пейзажами и природными стихиями. Гудмундсон в течение 10 лет трудолюбиво работал над созданием безлюдной и меланхоличной атмосферы, добился признания, схлопотав 9/10 от RA за свой наиболее удачный альбом "Rigning", и вновь ушел в тень: музыкантам, которым ежедневно приходится ходить на самую обыкновенную работу, остается не так уж и много времени на публичную жизнь. Что можно было ожидать от нового Yagya? В лучшем случае еще один крепко сбитый, но однообразный по причине узких рамок жанра альбом. Тем не менее, получился релиз, практически целиком состоящий из "песен", которые, в отличие от предполагавшегося размазанного эмбиент-техно, можно запомнить, напеть и более того - ставить в радиоэфире для совершенно неискушенной публики, понятия, например, не имеющей о существовании отцов жанра - лейбла Basic Channel

Не слишком заморачивающемуся слушателю покажется, что аранжировки песен здесь ничем не отличаются друг от друга, все композиции перетекают из одной в другую, и лишь изредка неспешный темп дабовых поп-баллад разбавляется практически танцпольным техно. Здесь нет изобилия идей и приёмов из разных жанров, которыми можно жонглировать, здесь никто не стремится словить пресловутый дух времени, здесь нет вообще ничего, за что электронную музыку принято считать продвинутой и современной. Более того, "The Inescapable Decay Of My Heart" - это ностальгия по музыкальному жанру, который должен был увидеть свет еще лет пятнадцать назад: если бы Трэйси Торн в конце 90-х попала на берлинскую вечеринку Марка Эрнестуса, то от этих двух мы могли бы услышать что-то подобное. Если бы Massive Attack не слишком сильно увлеклись трип-хопом, и вняли развитию даб-музыки, перетекшей в техно, то впоследствии также могли бы вырулить на схожую тропинку: всего-то потребовалось бы изменить ритм на прямой, внимательно послушать актуальные в то время релизы Basic Channel и взять для создания атмосферы оттуда всё самое важное.

Гудмундсон внезапно сам исполнил партии едва ли не в половине вокальных треков, а на подмогу взял девушек с красивыми именами и труднопроизносимыми фамилиями. Элизабет, Эстер и Эллен на первый взгляд исполняют всё сколь профессионально, столь и довольно невзрачно, оставляя за собой лишь белесую пелену и минимум эмоций. Вначале этот альбом кажется просто еще одним релизом, аккуратная коробочка с которым будет лишь дополнять игрушечный интерьер в комнате у двадцатилетней девушки, которая искренне грезит по Скандинавии и без особо разбору, а просто по заочной любви, трепетно коллекционирует все незнакомые слова, красивые картинки и музыкальные звуки - лишь бы всё было из тех краёв. Да и не в Скандинавии дело: иногда просто хочется отделаться от подобной музыки, прилепив ярлык "девчачья": милый, но невзрачный альбом, теряющийся среди сотен таких точно так же, как многие пленочные фотографии мягких исландских пейзажей с фликра теряются среди себе же подобных. Однако, что мы имеем: прослушиванию ко второму название альбома "The Inescapable Decay Of My Heart" уже можно произносить без легкой циничной иронии, еще через раз печально осознаешь, что близких тебе чувств здесь не меньше, чем где-либо еще, ну а потом, уже не задумываясь, просто ставишь альбом целиком и по кругу: любовь ведь, расставания, печаль - ну, красота. 

То, что вначале казалось однообразным и блеклым, теперь обволакивает снежным покрывалом: увесистый ритм, задаваемый низкими частотами, эхом разносятся характерные для даб-техно шорохи, шелест и потрескивания, звуки велосипедного звонка посреди оживленной улицы - а поверх всего этого коллажа красивый, невычурный вокал. Мы по ходу вообще так увлеклись погоней за модным продакшном, что перестали замечать простые, но не избитые мелодии, именно потому с первого прослушивания альбом может показаться пресным. А поют здесь очень даже по делу: Диана Арбенина, прости Господи, как-то сказала, что хорошая песня видна, когда ее "раздеваешь", оставив из аккомпанемента только акустическую гитару и вокал, - и после всего этого она не потеряет своей прелести. Арбенина нам мягко говоря не авторитет, но вот второй диск, на котором записана исключительно инструментальная версия альбома, возможно стоило бы заменить на подобный бонус в виде акустических версий всех песен. Заменим слово "однообразный" на определение "выдержанный в одном стиле", это именно что сдержанность, чувство меры, и показатель пресловутого скандинавского стиля: петь о таких печальных вещах, молить о прощении, признаваться в безответной любви, поминать безвозвратно ушедшего родного человека, и при этом не переходить грань, не разрывать на груди рубашку, не бросаться в крайности, и подчеркивать такие важные эмоциональные моменты - именно это, видимо, и хочется ценить в "The Inescapable Decay Of My Heart".

Yagya - Drowned In Dreams (feat. Elísabet Eyþórs)


22 авг. 2012 г.

Кратко: Пол Калкбреннер, Ceephax Acid Crew, Алекс Смоук и другие


Олимпиада закончилась, чемпионат Европы по футболу уж тем более, так что можно хоть и нехотя, но всё же выходить из летней спячки и разгребать понемногу ридер. А произошло, конечно, много чего.
Андерс Трентемоллер, например, возмущается тем, что среди его поклонников оказалось так много безразличных и злых людей, не разделивших его поддержку "Pussy Riot". Но пока он пририсовывает желтенькую балаклаву к своему и без того грустному юзерпику, Ричи Хотин предается гедонизму на Ибице: каждую неделю снимает программу, в которой берет интервью у какого-нибудь условного Карла Крейга, играет ди-джей сет с айпада, стоя по пояс в море, или просто дурачится в бассейне с девушками из своего "гоу-гоу шоу". Здесь не место, конечно, упрекам в духе Артемия Троицкого, у них там своя жизнь, а это просто зарисовка к тому, что каждый проводит это лето как хочет. А о Хотине мы и так всё знали, но если кто хочет узнать больше, то можно послушать не так давно вышедшую аж трехчасовую программу на BBC Radio 1, целиком ему посвященную.



Тем временем Франк Видеман из Âme записал с австралийским сингер-сонграйтером едва ли не самую летнюю песню этого сезона. Видеорядом послужили кадры с вечеринки лейбла Innervisions на Сонаре: беззаботная татуированная молодежь, ослепляющие блики солнца, щегольство новыми очками и футболками, танцы в замедленной съемке и прочие атрибуты вечеринки для добропорядочных хипстеров в цивилизованных странах.



В продолжение темы каникул: Энди Дженкинсон, родной братец такого человека, как Squarepusher, выпустил видео на трек под названием "Средиземноморский эйсид". Ceephax Acid Crew, конечно, среди всех нынешних тихонь, озабоченных синтезаторами, выглядит едва ли не самым эксцентричным и больным персонажем, что, собственно, в очередной раз в этом видео и отразилось: сюжет ролика складывается из зарисовок на тему "как я провел лето на курорте в Черногории".



Журнал Rolling Stone спокойно констатирует тот факт, что понятие "электронная музыка" сейчас мало того, что ассоциируется с персонами типа Skrillex и Deadmau5, так именно за счет этих неблагозвучных имен еще и находится на пике популярности за долгие-долгие годы. Известнейший музыкальный вестник предлагает 30 лучших электронных танцевальных альбомов. Поминки времен, которые были до того, как на вершину EDM взгромоздился человек в маске огромной "дохлой мыши", вышли довольно специфичные: и Deadmau5, и Сонни Джон Мур спокойно соседствуют с Kraftwerk, налицо засилие стадионных танцевальных групп из 90-х, а микс Майкла Майера оказался в этом листе скорее всего из-за опечатки редактора. В общем, написать такой essential guide - всё равно, что рассмеяться в лицо, и сказать, что "мы всё ещё держим вас за идиотов", но уверен, что составлено это всё исключительно на полном серьезе, возможно даже в просветительских целях. Состав участников и заданная тема топ-листа уже по умолчанию располагает к хохмам, но Rolling Stone как-то в этом моменте напрочь лишен самоиронии, чем только еще больше обозначил свою безнадежно ретроградскую и недалекую позицию.


Что еще может дать миру Пол Калкбреннер? Уже давно как звезда, превратившая свое имя в полноценный бренд: начиная от мелочей мерчандайза, до глобальных шоу и кинофильма, заработавшего статус культового и определившего мироощущение тысяч молодых тусовщиков по всему миру. В эпоху, когда представители техно-сообщества по большей части записывают музыку в крохотных квартирах, играют в чуть более просторных помещениях и продвигают свою музыку исключительно с помощью соцсетей, Калкбреннера можно считать полноценной суперзвездой жанра. Не очень понятно, чего ждать от его следующего альбома, но первый сингл уже в сети.



То, что Алекс Смоук сочиняет не самую беззаботную и жизнерадостную музыку, мы знали давно, но когда он написал саундтрек к "Фаусту" 1926 года, то уже уж очень явно подчеркнул свою заинтересованность в "темной" стороне музыки. Саундтрек по всей видимости представляет из себя беспросветное перетекающее из звуков струнного квинтета в электронику мрачное полотно. Сама интерпретация кинофильма с этой музыкальной дорожкой вышла еще в прошлом году, отдельно на музыкальном носителе саундтрек увидеть так и не удалось, но этой осенью запланированы несколько представлений. Для сравнения первым на ум приходит выступление The Cinematic Orchestra под видеоряд не менее древней картины "Человек с киноаппаратом" - но по-моему уже по этому пятиминутному видео "Фауста" Смоука понятно, что после просмотра этой экранизации Гёте о каких-либо других подобных экспериментах мы сможем забыть.