Для того, чтобы проникнуться новым альбомом Yagya, не нужно ничего, кроме лёгких сантиментов на душе и увесистого сабвуфера дома: исландский продюсер по фамилии Гудмундсон выпустил пластинку печальной поп-музыки на основе дабового техно, и, прямо скажем, неожиданно вошел в число самых заметных авторов этого года. Yagya - это скромный, но заслуживший уважение в определенных кругах проект даб-техно, вдохновленный, конечно же, промозглыми исландскими пейзажами и природными стихиями. Гудмундсон в течение 10 лет трудолюбиво работал над созданием безлюдной и меланхоличной атмосферы, добился признания, схлопотав 9/10 от RA за свой наиболее удачный альбом "Rigning", и вновь ушел в тень: музыкантам, которым ежедневно приходится ходить на самую обыкновенную работу, остается не так уж и много времени на публичную жизнь. Что можно было ожидать от нового Yagya? В лучшем случае еще один крепко сбитый, но однообразный по причине узких рамок жанра альбом. Тем не менее, получился релиз, практически целиком состоящий из "песен", которые, в отличие от предполагавшегося размазанного эмбиент-техно, можно запомнить, напеть и более того - ставить в радиоэфире для совершенно неискушенной публики, понятия, например, не имеющей о существовании отцов жанра - лейбла Basic Channel.
Не слишком заморачивающемуся слушателю покажется, что аранжировки песен здесь ничем не отличаются друг от друга, все композиции перетекают из одной в другую, и лишь изредка неспешный темп дабовых поп-баллад разбавляется практически танцпольным техно. Здесь нет изобилия идей и приёмов из разных жанров, которыми можно жонглировать, здесь никто не стремится словить пресловутый дух времени, здесь нет вообще ничего, за что электронную музыку принято считать продвинутой и современной. Более того, "The Inescapable Decay Of My Heart" - это ностальгия по музыкальному жанру, который должен был увидеть свет еще лет пятнадцать назад: если бы Трэйси Торн в конце 90-х попала на берлинскую вечеринку Марка Эрнестуса, то от этих двух мы могли бы услышать что-то подобное. Если бы Massive Attack не слишком сильно увлеклись трип-хопом, и вняли развитию даб-музыки, перетекшей в техно, то впоследствии также могли бы вырулить на схожую тропинку: всего-то потребовалось бы изменить ритм на прямой, внимательно послушать актуальные в то время релизы Basic Channel и взять для создания атмосферы оттуда всё самое важное.
Гудмундсон внезапно сам исполнил партии едва ли не в половине вокальных треков, а на подмогу взял девушек с красивыми именами и труднопроизносимыми фамилиями. Элизабет, Эстер и Эллен на первый взгляд исполняют всё сколь профессионально, столь и довольно невзрачно, оставляя за собой лишь белесую пелену и минимум эмоций. Вначале этот альбом кажется просто еще одним релизом, аккуратная коробочка с которым будет лишь дополнять игрушечный интерьер в комнате у двадцатилетней девушки, которая искренне грезит по Скандинавии и без особо разбору, а просто по заочной любви, трепетно коллекционирует все незнакомые слова, красивые картинки и музыкальные звуки - лишь бы всё было из тех краёв. Да и не в Скандинавии дело: иногда просто хочется отделаться от подобной музыки, прилепив ярлык "девчачья": милый, но невзрачный альбом, теряющийся среди сотен таких точно так же, как многие пленочные фотографии мягких исландских пейзажей с фликра теряются среди себе же подобных. Однако, что мы имеем: прослушиванию ко второму название альбома "The Inescapable Decay Of My Heart" уже можно произносить без легкой циничной иронии, еще через раз печально осознаешь, что близких тебе чувств здесь не меньше, чем где-либо еще, ну а потом, уже не задумываясь, просто ставишь альбом целиком и по кругу: любовь ведь, расставания, печаль - ну, красота.
То, что вначале казалось однообразным и блеклым, теперь обволакивает снежным покрывалом: увесистый ритм, задаваемый низкими частотами, эхом разносятся характерные для даб-техно шорохи, шелест и потрескивания, звуки велосипедного звонка посреди оживленной улицы - а поверх всего этого коллажа красивый, невычурный вокал. Мы по ходу вообще так увлеклись погоней за модным продакшном, что перестали замечать простые, но не избитые мелодии, именно потому с первого прослушивания альбом может показаться пресным. А поют здесь очень даже по делу: Диана Арбенина, прости Господи, как-то сказала, что хорошая песня видна, когда ее "раздеваешь", оставив из аккомпанемента только акустическую гитару и вокал, - и после всего этого она не потеряет своей прелести. Арбенина нам мягко говоря не авторитет, но вот второй диск, на котором записана исключительно инструментальная версия альбома, возможно стоило бы заменить на подобный бонус в виде акустических версий всех песен. Заменим слово "однообразный" на определение "выдержанный в одном стиле", это именно что сдержанность, чувство меры, и показатель пресловутого скандинавского стиля: петь о таких печальных вещах, молить о прощении, признаваться в безответной любви, поминать безвозвратно ушедшего родного человека, и при этом не переходить грань, не разрывать на груди рубашку, не бросаться в крайности, и подчеркивать такие важные эмоциональные моменты - именно это, видимо, и хочется ценить в "The Inescapable Decay Of My Heart".
Yagya - Drowned In Dreams (feat. Elísabet Eyþórs)